c 9 до 21 без выходных
info@atelier-talisman.ru

Какие бывают виды тканей?

Как все просто было всего несколько тысячелетий назад, когда первобытный человек прекрасно обходился несколькими шкурами, которых ему хватало на всю жизнь, а Адам и Ева и вообще довольствовались парой-тройкой фиговых листочков. Но человек не ищет простых решений и все время что-то изобретает, даже когда насущной потребности в этом уже нет.

Для многих людей носить красивую одежду из прекрасных тканей является вопросом первостепенной важности, поэтому сейчас в нашем гардеробе – самые разнообразные вещи, сшитые как минимум из 10-15 видов тканей, а сколько их всего названий, даже сложно перечесть. Но основных видов – всего два: натуральные ткани и химические, которые, в свою очередь, подразделяются на синтетические и искусственные ткани. «Источниками» натуральных материалов становятся животные и растения, а для производства химических на помощь приходит современная наука.

И те, и другие виды тканей имеют свои недостатки и преимущества. Так, достоинствами натуральных тканей являются их отличные гигиенические характеристики, они приятны и даже полезны для тела. Но они «садятся» после стирки, особенно в горячей воде, и легко мнутся. Поэтому есть много синтетических и искусственных материалов, самые лучшие из которых уже не уступают по качеству натуральным и при этом лишены их недостатков.

Конечно, самым популярным сырьем, из которого делают натуральные ткани, является хлопок, получаемый из коробочек растения хлопчатника. На основе хлопка изготавливают такие материалы, как ситец, сатин, тафта, шифон, бязь, байка и даже джинсовая ткань (Деним).

Льняная пряжа получается изо льна, и отличается стойкостью к износу и усадке, прочностью и легкостью.

Шелк, как известно, «делает» тутовый шелкопряд – личинка бабочки. Эта переливающаяся тонкая ткань обладает интересным свойством – она одновременно охлаждает и удерживает тепло. Также из шелка получают органзу.

Поскольку строение шерсти животного и волос человека очень схожи, то шерстяная пряжа при соприкосновении с телом вполне комфортна для человека. Плюсы этих материалов – их сложно смять и они обладают хорошей эластичностью. Из шерстяной пряжи изготавливают драп, твид, кашемир, мохер, ангору и т.д. Кроме того, что шерстяные ткани практичны, они еще обладают и лечебными свойствами (например, материал из верблюжьей шерсти).

Искусственные ткани получают из естественного сырья, но химическим способом. Несмотря на то, что их свойства сходны с качествами натуральных тканей, они уступают им по гигиеническим характеристикам. Самым используемым видом искусственного волокна можно назвать вискозу – поскольку сырьем для нее служит натуральное целлюлозное волокно, то вещи из вискозы по своим свойствам находятся где-то между натуральными и искусственными.

Синтетика традиционно считается дешевой заменой высококачественных натуральных тканей, но имеет преимущества в виде высокой прочности и устойчивости к стирке. Основными синтетическими материалами являются полиэстер, полиамид, капрон и нейлон. Полиэфирное волокно – основа полиэстера, достоинства этой ткани – устойчивость к действию воды, света и температуры, поэтому из смесей полиэстера с натуральными волокнами (шерсть, хлопок и др.) получают одновременно практичные и удобные в носке ткани. Полиамид чаще всего используется для подкладок; к этой же группе относятся, капрон и нейлон. Добавка капрона придает ткани механическую прочность, как и акрила, имеющего аналогичные качества. Для придания эластичности в ткань добавляют лайкру (она же «спандекс» или «эластан»). Нейлон по своим характеристикам близок к шелку.

Есть также комбинированные ткани из нескольких видов натуральных и синтетических волокон, например, гладкий атлас и пушистый велюр. Атлас – это «смесь» шелка разной плотности, ацетата и полиэстера, а велюр с коротким ворсом получают из хлопка, шелка и шерсти, так же, как вельвет и бархат. Давайте подробнее рассмотрим каждый вид ткани отдельно.

Материальный алфавит

Ажур – это материал на основе пряжи из шелка, хлопка, шерсти и т.д., имеющий сквозной орнамент. Ажуром также называются вещи из такой ткани. Пик моды на ажур был в первой половине 19 века.

Аксамит – плотный и ворсистый материал из золотых или серебряных нитей с разводами. Узоры делаются крученой золотой нитью, а для того, чтобы ткань выдержала вес золотых или серебряных нитей, ее составляли из шести нитей: двух основных и четырех уточных.

Алтабас – это один из видов парчи, плотный шелковый материал с узорами или фоном из золотой или серебряной нити. Обычно эта ткань использовалась для пошива церковных одеяний, одежды для царского двора и т.п.

Альпака – материал полотняного или саржевого переплетения, получаемый из шерсти лам альпака. Шерсть этого животного, разводимого в Боливии и Перу, очень тонкая и мягкая, с шелковистым блеском, поэтому очень высоко ценится.

Ангора – шерсть ангорского кролика. Разведением этого животного занимаются в Германии, Франции, Англии.

Атлас – очень гладкий, блестящий материал с особым типом переплетения нитей. Само слово – арабского происхождения, означающее «гладкий». В Россию атлас привозился из многих стран, китайский, немецкий, турский, венедицкий, кизыл-башский атлас, который мог быть одноцветным, разноцветным, золотным и т.д. Атласная ткань шла на пошив такой старинной одежды, как кафтаны, ферязи, зипуны; ее также использовали при изготовлении шуб, шапок, рукавиц, штанов, чулок, и т.д. Использовался этот материал и при шитье одеял, занавесок и пр. Разным видам атласа давали французские названия, например, помпадур – это темный атлас с вытканными переливающимися гирляндами золотистого цвета; ментенон – атлас с вытканными, на вид вышитыми цветами на темном или светлом фоне; трианон – ткань с рисунком в виде листьев с букетами гвоздик на фоне контрастного цвета.

Ацетатный шелк – это искусственный шелк, изобретенный в 1925 году в США.

Байка – это мягкий шерстяной или хлопчатобумажный материал с длинным ворсом. Слово имеет польское происхождение, а также корни из голландского и немецкого языков. Сначала шерстяная байка имела исключительно светло-коричневый цвет, а сейчас ее окрашивают в любые оттенки, узоры, клетку и т.д.

Бареж – материал из шерсти, хлопка или шелка, выполненный в газовой технике. Ткань широко использовалась в первой половине 19 века, а название свое получила от городка Бареж во Франции. Из-за своей непрактичности в носке уже в 20 веке ее практически не применяли.

Бархат – материал со стоячим в определенном направлении ворсом. Бывает нескольких разновидностей: матовый или блестящий (панбархат), толстый или тонкий, плюшевый, из хлопка или искусственного шелка структурной выделки или с узорами и т.д. Французское название бархата – велюр.

Происхождение слова «бархат» – от арабского «барракан» («род черной одежды»), а в русский язык название пришло из немецкого. Бархат ткали таким образом: одну из двух нитей основы навивали на металлический или деревянный пруток, при этом образовывались петельки, при разрезании которых получался ворс. В зависимости от толщины прутка, ворс имел разную длину. Если петли на бархате не разрезались, такой материал назывался петельчатым. Материал с узором из ворса на гладком атласном фоне назывался «рытым», а «двоеморхий» бархат имел узор с длинным ворсом на фоне с коротким ворсом. Весь фон золотного бархата был заткан золотыми нитями, а узор на аксамическом бархате был сделан петельками из золотой нити. Бархатель – так назывался бумажный бархат, который позже получил название плис.

Есть следующие типы бархата:

Бархат в рубчик – это ткань в рубчик.

Вареный бархат – это мягкий бархат в рубчик с коротким ворсом. Его можно стирать и гладить.

Велюровые материалы из шерсти имеют жесткую ворсовую поверхность с обеих сторон.

Батист – это мягкий и легкий хлопчатобумажный материал с полотняным типом переплетения. Эту ткань изготавливают как из натуральных, так и искусственных волокон, и идет она на пошив детского и женского белья, носовых платков, легкой одежды.

В русский язык слово «батист» пришло из французского – от имени фламандского ткача Батиста из Камбре, который первый изготовил ее в XIII веке. Самой лучшей тканью считался батист из Франции и Бельгии, а также шотландский бумажный батист, или, по-другому, батистовый муслин.

Натуральный батист изготавливают из льняной и хлопчатобумажной пряжи. Качество льняного батиста из длинных ровных волокон лучше. Для того, чтобы выткать самую лучшую батистовую пряжу, в старину этот процесс выполняли в сырых подвалах. На современном производстве пряжа долго сохраняется влажной с помощью ее пропитки гигроскопичным глицерином.

Бельсет – это материал из микроволокна, имеющий мягкую ворсистую поверхность, напоминающую на ощупь кожицу персика. Является имитацией велюровой кожи.

Болонья – это плащевой материал на основе капронового волокна с односторонним водонепроницаемым покрытием. Название ткани связано с итальянским городом Болонья, в котором этот материал был впервые изготовлен.

Бостон – это плотный материал, выполненный техникой саржевого переплетения в две или более нитей. Название происходит от разводимых в Англии овец породы бостон, из шерстяной пряжи которых изготавливается ткань. Чаще всего бостон имеет темные оттенки: черный, синий, коричневый, с двусторонней выделкой. Сейчас ткань используется мало, пик ее популярности пришелся на первую половину XX века, что не в последнюю очередь было связано с вальсом «бостон».

Брезент – это тяжелый грубый материал с пропиткой водостойкими и противогнилостными веществами, изготавливается из льняных или хлопчатобумажных нитей. Используется для изготовления чехлов спецодежды и т.д.

Брокатель – это тонкий шелковый материал с узорами в виде букетов из золотых или серебряных нитей, иногда окаймленными цветными нитками. Мода на эту ткань пришлась на конец XVII века, в то время из нее шили легкую летнюю одежду.

Букле – это материал с узелковой поверхностью и нерегулярным расположением петель. Узелки и петли на поверхности букле образуются при введении в шерстяную ткань простого переплетения пряжи фасонной куртки. Есть толстое и тонкое букле: первое идет на пошив костюмов и пальто, а тонкое – на платья, юбки, жакеты и пр.

Бумазея – это мягкий материал с начесанным на изнанке ворсом, изготовленный саржевым или полотняным переплетением. Современное название ткань получила позже, а сначала называлась просто бумажной. Из бумазеи делают детские вещи, нижнее белье, легкую одежду.

Буфмуслин – это очень легкий и тонкий, почти просвечивающий хлопчатобумажный материал, один их видов кисеи. Буфмуслин высоко ценился, и на протяжении 17-19 веков из него шили дорогую одежду, но позже ткань стала менее популярной.

Бязь – это прочный хлопчатобумажный материал с довольно грубой поверхностью, разновидность толстого миткаля. «Полотном» называется широкая бязь, из которой шьют постельное белье. Также бязь используется для изготовления одежды.

Название ткани – родом с востока, возможно, татарское, поскольку в XVI-XVIII веках купцы привозили бязь из Хивы и Бухары. По своему происхождению материал назывался персидской, азиатской или бухарской тканью или бумажным холстом. Простая необработанная бязь была известна под названием шиля, а более тонкая и отбеленная именовалась ханагай. В те времена бязь использовали для подкладки верхней одежды.

Ватин – это вязаный материал из толстых мягких нитей, имеющий начес на одной или обеих сторонах. Ватином также называется слой определенным способом (к примеру, трикотажно-прошивным) соединенных между собой волокон. Обычно применяется для утепления верхней одежды, изготовления одеял и т.д.

Вельвет – это очень прочный, плотный материал, изготовленный из вискозного шелка и хлопка. Особенность вельвета – на лицевой стороне имеется рубчик с различной высотой ворса.

Эту ткань называют по-разному в зависимости от внешнего вида, происхождения, состава. Есть вельвет с широким или узким рубчиком, манчестерский вельвет, хлопчатобумажный вельвет, вельвет с орнаментом, бархатистый вельвет, эластичный вельвет (с добавкой искусственных волокон).

Вельвет-корд – это ткань с высоким ворсом и широким (прибл. 5 мм) рубчиком.

Вельвет-рубчик – это ткань с низким ворсом и узким рубчиком (прибл. 2-3 мм).

На фасонном вельвете есть рисунок – комбинация ворсовой и гладкой поверхности.

Вельветон – это плотный и прочный хлопчатобумажный материал с приятной бархатистой поверхностью, является разновидностью бархата. На лицевой стороне вельветона – начесанный и заглаженный ворс. Внешний вид ткани напоминает замшу, а неофициальное название вельветона – обезьянья кожа.

В России вельветон стал использоваться со второй половины XIX века, но вначале только для оформления помещений. Позже из него стали шить разнообразную одежду, а одним из самых модных материалов ткань стала в 1960-70-е годы. Сейчас эту ткань часто применяют для пошива спортивной одежды.

Велюр – это название относится ко всем материалам, которые имеют ворсистую поверхность, напоминающую бархат. Причем велюровыми называются не только именно ткани, т.е. шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые и другие материалы, но также и фетр или кожу. Под названием велюр в некоторых странах подразумевается бархат и вельвет.

Есть несколько разновидностей велюра, среди которых:

Драп-велюр – это тонкосуконная ткань на основе чистошерстяной пряжи, имеющая на лицевой стороне густой, начесанный и коротко постриженный ворс.

Велюр-бархат – это мягкий ворсистый бархат, изготовленный из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка.

Верблюжья шерсть – это пух или мягкий подшерсток одногорбого верблюда. Верблюжью шерсть используют как окрашенной, так и без обработки. Цвет неокрашенной шерсти – светло-коричневый. Верблюжья шерсть используется для получения пальтовых тканей, а также одеял, накидок и пр.

Вигонь – это мягкий материал, изготовленный из шерстяной пряжи животных рода лам, которых разводят в некоторых странах Латинской Америки. Так же называется и сама шерсть этих лам. Поскольку процесс получения шерсти этого вида ламы довольно сложный из-за того, что животное нужно только вычесывать, а не стричь, то вигонью чаще всего называют ткань, которая получается из смешанных с шерстью отходов хлопка. Поэтому вигонь-ткань встречается очень редко, в то время как пряжа довольно широко используется. Внешний вид вигони сильно напоминает ткань из шерсти еще одного вида ламы – викуньи: оба материала имеют коричневый или бурый цвет и немного пушистую лицевую поверхность благодаря добавке шерстяных нитей к шерсти вигони. Но вигонь не отличается такой же хорошей носкостью, как высококачественные шерстяные ткани.

Вискоза – это название искусственной пряжи, получаемой из целлюлозы, и изготовленной из нее ткани. Смешивая вискозу с различными натуральными волокнами, можно получить разные по свойствам и фактуре разновидности материалов (к примеру, штапель). Поскольку вискоза в чистом виде обладает такими недостатками, как сильная усадка при намачивании и потеря прочности, то ее часто используют в качестве добавки ко льну или шелку, получая таким образом смесовые ткани.

Виши – это ткань в мелкую клетку, обычно хлопчатобумажная. Материал получил свое название от французского города Виши, в котором ее впервые изготовили в 1850 году. Сначала клетчатый узор выполнялся только сочетанием белого цвета с красным или синим, а сейчас с белым используется и любой другой цвет. В 19-20 веках из этого материала шили наряды сельские жители или она шла на постельное белье, а сейчас из нее часто шьют мужские рубашки, женскую одежду в народном стиле, а также различные предметы интерьера (скатерти, занавески, салфетки и т.п.).

Вуаль – это прозрачный материал полотняного переплетения, изготавливаемый из хлопковой пряжи.

Габа – это очень плотное сукно белого цвета, обладающее очень хорошими водоотталкивающими свойствами. Раньше его использовали для производства верхней одежды.

Габардин – материал, получаемый особым переплетением из хлопка и шерсти, а также искусственной пряжи, отличающийся очень большой плотностью. Кроме того, в современной промышленности габардины пропитываются специальным водоотталкивающим составом. Материал обычно имеет темный цвет – серый, синий, коричневый. Благодаря своей прочности габардин широко применяется для пошива женских и мужских костюмов и пальто.

Газ – это очень легкий и тонкий, почти прозрачный материал, изготовленный из шелка или хлопчатобумажного волокна. Газ получают специальным газовым переплетением, при котором нити утка и основы остаются объемными. От способа ткачества (саржевое, полотняное или атласное) зависит сорт газа.

Гарус – это разновидность шерстяной ткани, название которой связано с городом Аррас во Фландрии, где она была впервые изготовлена. Этот город затем стал центром производства данного материала.

Гипюр – это кружевной материал, изготавливаемый из очень тонких хлопчатобумажных или шелковых нитей. Раньше процесс получения гипюра был очень трудоемким – отдельные фрагменты гипюра, шитые иглой или сплетенные на коклюшках, соединяли между собой тонкими связками. Теперь гипюр получают машинным способом.

Глазет – это парча с вытканными на цветной шелковой основе золотыми и серебряными узорами. Название произошло от французского слова, обозначающего «глянцевитый». В XVIII-XIX века эту ткань использовали для пошива нарядных камзолов придворных.

Гленчек – это материал с характерным узором: клетка, состоящая из основного квадрата и квадрата вокруг него. Ткань может быть чистошерстяной или смесовой. Встречаются два типа переплетения, это так называемая «куриная лапка» или клетка-пепита.

Народное название гленчека – шотландка. Кроме того, для этой ткани используются и другие имена, которые связаны с некоторыми историческими персонажами, часто носившими одежду из клетчатой ткани. Самые известные названия: клетка «принца Уэльского», «Эстерхази», «принца Галльского».

Гобелен – это художественно-декоративный материал, который получают машинным способом. Как правило, цвета этой ткани пастельные, а для окрашивания волокон применяются натуральные красители. Название свое ткань получила от французской королевской мануфактуре, которая в 1662 году открылась в Париже на улице Гобеленов – мастеров- красильщиков пряжи. Сейчас гобелены широко применяются для обивки мебели, из них шьют шторы, портьеры, сумки. Чаще всего орнаментом служат разнообразные мотивы, которые в XV-XIX веках были изображены на коврах-картинах. Материал также идет на пошив пиджаков и жакетов, а из более тонких разновидностей гобелена изготавливаются галстуки, шарфы, юбки, платья и т.д.

Гризет – так в старину назывался легкий шелковый или шерстяной однотонный материал с тканым рисунком. Ткань была дешевая, из нее шили платья серого цвета, которые так же и назывались. Позже, в XIX веке, гризет стали окрашивать в разные цвета.

Гриделин – это старинный шерстяной материал серого цвета в мелкую полоску (обычно в черную или белую). В 19- начале 20вв. из гриделина шили визитные брюки. Несмотря на то, что подобные ткани все еще выпускаются, само название уже не употребляется.

Гро – еще один старинный материал, под именем которого объединялись самые плотные шелковые ткани (гроденапль, гродетур, гро-гро и др.).

Дама – это плотный материал из любой пряжи с вытканным узором на однотонном фоне. Особенность этих материалов – они были двусторонними, т.е. обе стороны могли быть лицевыми. Происхождение слова – от сирийского города Дамаск, в котором изготавливались такие материалы.

Дамаск – это материал полотняного или крепового переплетения из шерстяной, шелковой или хлопчатобумажной пряжи, которая смешивалась с атласом. Из хлопчатобумажного дамаска шьют женское белье, а также используют для декорирования разнообразных изделий или мебели, как и шелковый дамаск.

Дамаскет – это материал с золотыми цветами на атласном фоне, по виду напоминает парчу.

Дамассе – это довольно эластичный, чаще всего шелковый материал с матовым узором на блестящей поверхности, относится к жаккардовым тканям. Название произошло от французского слова «узорчатый». Обычно дамассе использовался в декоративных целях (обивка мебели и пр.), а также для пошива нарядных платьев, блузок и т.д.

Дамаст – это белый хлопчатобумажный материал, на по матовом фоне которого – блестящий цветочный рисунок.

Деним – это очень плотный хлопчатобумажный материал для изготовления различной джинсовой одежды. Стал выпускаться с конца 19 века для пошива рабочей одежды, а впервые ее изготовили во французском городе Ниме, от которого и произошло ее название, означающее «из Нима».

Джерси – так называется разновидность материалов из эластичного тонкого шерстяного трикотажа и шерстяная или шелковая ткань трикотажного плетения, а также сшитая из нее одежда. Название связано с английским островом в проливе Ла-Манш.

Одна из разновидностей этой ткани – римское джерси. Это плотный трикотаж из высококачественной натуральной шерсти. Ткань малоэластична, ее особенность – лицевые петли с обеих сторон, т.е. она является двусторонней.

История популярности этой ткани довольно интересна, ведь поначалу эта изготовленная для спортивной одежды ткань не пользовалась спросом из-за того, что была грубоватой на вид, да и бежевый цвет не пришелся критикам по душе. Но в 1916 году знаменитая Коко Шанель купила оптом партию этой ткани у ее изобретателя Родье и выпустила несколько видов пальто свободного покроя без украшений, которые стали очень популярны, как и позже платья-рубашки из джерси.

Диагональ – это хлопчатобумажный или шерстяной материал саржевого переплетения, имеющий характерный тканый рисунок в виде косых рельефных рубчиков. Ткань обычно имела защитный или темно-синий цвет, и ее применяют, в частности, для пошива форменной одежды.

Драдедам – это очень тонкое сукно полотняного переплетения. Ткань обычно окрашена в светлые цвета или имеет полосатый орнамент. Благодаря дешевизне, в XIX веке ткань была популярна среди городской бедноты для пошива одежды, но в XX веке перестала использоваться.

Драп – это очень толстый, но мягкий материал на основе шерстяной или полушерстяной пряжи, имеющий гладкую лицевую поверхностью и ворсистую изнанку. Обычно используется для пошива пальто простого кроя без мелких или сложных деталей.

Дюветин – это материал из хлопка или вискозы атласного переплетения. Его особенность – утолщенные уточные нити, а после окрашивания ткань начесывают, придавая поверхности шероховатость. Эту ткань иногда называют фальшивым бархатом.

Дюшес – это гладкий переливающийся материал из шелка (натурального или искусственного). Из этой дорогой ткани шьют, например, вечерние или бальные платья, а также применяют для подкладки различной высококачественной одежды.

Елочка – это узор на материале, похожий на елочки благодаря особому переплетению волокон по диагонали и по рубчику.

Жаккард – это группа материалов с крупным узором, который получается при отдельном управлении каждой нитью основы на ткацком станке. Изобретателем такого станка является Ж. М. Жаккард, по имени которого и были названы получавшиеся ткани с такими узорами.

Жоржет и креп-жоржет – это мягкие, струящиеся материалы с неровной шероховатой поверхностью, изготовленные из сильно перекрученных нитей креповой крутки.

Замша – это мягкая, бархатистая на вид кожа из шкур коз, телят или оленей, выделанная дублением и пропитанная жирами. Применяется для пошива верхней одежды, брюк, перчаток, обуви и пр.

Зефир – это мягкий струящийся материал, бывает хлопчатобумажным: из отбеленной скрученной пряжи с орнаментом в виде мелкой клетки или шерстяным: из высококачественной овечьей шерсти. Используется для пошива рубашек, блузок, платков.

Каламкар – это ситец ручной набивки.

Камка – это тонкий шелковый материал, имеющий узоры на обеих сторонах. Благодаря комбинации полотняного и сатинового переплетения получался особый оптический эффект. В старину эта ткань использовалась при шитье верхней одежды, шапок, чулок, а также постельного белья. Позже камка стала называться штофом, и к XIX веку старинное название уже не употреблялось.

Камлот – это плотный материал темного цвета, изготавливаемый из верблюжьей шерсти или ее смеси с другими видами пряжи. В прошлые века одежда из этой ткани высоко ценилась, но сейчас материал вышел их употребления, хотя похожие ткани из верблюжьей шерсти все еще выпускаются.

Камчатка – это льняной материал с узорами. Из него шьют полотенца, кухонное белье и т.д.

Канифас – это плотный хлопчатобумажный материал, имеющий объемный тканый рисунок в виде полос.

Капрон – это эластичное синтетическое волокно с отличной износостойкостью и несминаемостью. Применяется для производства разнообразных тканей.

Каракуль – так называются шкурки 1-3 дневных ягнят каракульской породы. Их упругий, но при этом плотный мех с блестящими завитками очень высоко ценится. Используется для пошива шапок и шуб.

Каракульча – это шкурки ягнят-недоносков (т.е. 4,5-5,5 месяцев утробного развития) каракульской породы овец. Низкий шелковистый мех с муаровым рисунком также является очень ценным.

Кашгора – это очень прочный, но легкий материал с блеском, напоминает по виду кашемир. Производится из шерсти разводимой в Новой Зеландии кашгорской козы.

Кашемир – это легкий и тонкий шерстяной или полушерстяной материал из шерсти коз. Особенность – диагональный рубчик на поверхности.

Происхождение названия «кашемир» связано с видом обитающего в Гималаях вида коз, из шерсти которых получают сырье для ткани. Но Кашмиром также называется индийский штат, из которого, начиная с XVIII века, купцы везли этот материал в Европу. Кашемир темных оттенков используется для пошива школьной формы, а из набивного кашемира шьют различную одежду, а также платки и шали.

Кисея – это тонкий прозрачный хлопчатобумажный материал. Может быть однотонным или цветным, или расшитым разноцветными нитками.

Клоке – это шерстяной, хлопковый или искусственный материал. Ткань имеет двухслойную поверхность, т.е. состоит из двух основ, расположенных одна над другой, причем, нижняя сторона – гладкая, а на верхней имеется рельефный пузырчатый рисунок. С таким же эффектом шероховатости, или жатости изготавливаются и хлопчатобумажные ткани, которые подвергаются для этого специальной обработке. Клоке идет для пошива верхней одежды и платьев, и эту ткань нельзя утюжить.

Коверкот – это плотный материал саржевого переплетения из штапельной, шерстяной, полушерстяной или бумажной пряжи. Особенность ткани – мелкие точки на темном фоне, а внешний вид напоминает габардин. Из коверкота в середине XX века шилась солидная одежда, которую носили служащие в советские времена.

Кожа – это выделанная кожа различных животных, один из самых древних материалов. В Древней Греции из кожи изготавливали обувь, доспехи, в VIII веке до нашей эры стали делать перчатки, а затем и практически любую одежду и аксессуары. Например, сейчас даже можно увидеть длинные кожаные вечерние платья.

Козлик – это шкурка козлят возраста до 1 месяца и недоношенных козлят различных пород коз. Мех с очень тонким шелковистым и довольно низким волосом, может быть гладким или с муаровым рисунком.

Коленкор – это белый или однотонный бумажный материал, наподобие плотного миткаля. Название происходит от французского слова calicot, означающего бумажную ткань из Калькутты, раньше называемой Каликутой. Другой вариант – от слова calencar (от персидского kalamkar), т.е. крашеная ткань, которая привозилась с Востока. Из цветного коленкора шилась подкладка, а из белого – рубашки и белье. Благодаря дешевизне, ткань была популярна в XVIII-XIX веках, а сейчас из нее шьют постельное белье.

Кракле – это материал из хлопка или искусственных волокон с пузырчатой поверхностью, напоминающей креп. Происхождение – от французского слова, означающего «потрескавшийся». Кракле используется для пошива блузонов и платьев.

Крашенина – это грубый крашеный холст, из которого в XIX веке шили рубахи для крестьян.

Крепы – это название относится к большой группе материалов с мелкошероховатой поверхностью, производимых из разных волокон. Такой внешний вид получается за счет нерегулярного скрещивания нитей или их сильной крутки. Самые известные виды крепа – это крепдешин, креп-сатин, крепон, креп-жоржет, креп-марокен и т.д.

Крепдешин – это мягкий шелковый материал, матовый вид которого получается благодаря особому типу переплетения.

Креп-жоржет – это тонкий, прозрачный шелковый материал, похожий на крепдешин и шифон, но плотнее и с более неровной поверхностью. Жоржет – это шерстяная ткань, изготовленная этим видом переплетения.

Крепон – креп из шерстяной пряжи.

Креп китайский – набивной креп из шелка.

Креп-марокен – плотный, но мягкий шелковый креп, может быть однотонным или узорчатым.

Креп-сатин – мягкий шелковый креп, одна поверхность которого гладкая и блестящая, а другая – шероховатая. Обычно производится однотонным.

Креп-рашелъ – креп золотистого цвета.

Кретон – это материал из хлопчатобумажной, предварительно окрашенной пряжи, полученный особым полотняным переплетением, при котором нить утка тоньше нити основы. Может иметь естественный текстильный узор в виде полос или клетки. Раньше из него шили недорогую одежду, а также использовали для мебельной обивки.

Кринкл, крэш – это жатые материалы с замятыми в долевом направлении четкими или мягкими складками.

Кримплен – это мягкое и эластичное, объемное синтетическое полотно. Благодаря таким достоинствам, как несминаемость и носкость, ткань была очень популярна, но сейчас ее заменили разнообразные смесовые материалы, больше похожие на натуральные.

Кружево – это отрезок текстиля, который изготавливается вязанием, плетением или шитьем. Стало изготавливаться в Европе с конца XV века, и в то время называлось «стежок в воздухе» потому, что шилось иглой. А кружевами из золотых и серебряных нитей отделывали богатую одежду. Кружево всегда высоко ценилось, по после изобретения в 1837 году машины для их изготовления они стали намного дешевле и доступнее.

Кружевное полотно – это ажурный прозрачный материал с узором, который получается при комбинации более плотных и редких участков с отверстиями, образованными сплетением нитей.

Кумач – это бумажный ярко-красный материал. Название произошло от арабского «кумаш», но в старину ткань могла иметь разные цвета.

Лавсан – это полиэфирное волокно, из которого изготавливаются синтетические и смесовые ткани. Название является аббревиатурой от Лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, в которой и было получено это волокно.

Лама-вигонь – это один из самых дорогостоящих материалов в мире, изготавливаемый из шерсти находящегося под угрозой вымирания вида лам, обитающих в Перу. Ткань из их шерсти даже красивее кашемира.

Ламе – материал с вплетенными блестящими нитями, от чего поверхность имеет металлический блеск. Название в переводе с французского означает «металлическая пластина».

Лайка – это очень мягкая кожа, лучшие сорта которой делают из кожи новорожденных козлят, средние из кожи ягнят, а самые низкосортные – из овечьей. Свойство лайки – высокая эластичность, сохранение формы после растяжения и блестящая поверхность. Обычно из лайки изготавливают перчатки, но перчатки из настоящей лайки очень сложно надеть было, т.к. они очень плотно облегают руку.

Лайкра – это синтетическое волокно для изготовления чулок, колготок и других облегающих изделий. Было изобретено в компании «Дюпон».

Лаке – это гладкий глянцевый материал. Обычно применяется для изготовления верхней одежды и сумок.

Латекс – это материал из резиновых волокон.

Ластик – это тонкий, но плотный хлопчатобумажный материал атласного переплетения, имеет блестящую поверхность. Используется для пошива платьев.

Лен – это натуральная пряжа из стеблей льна, нити которой могут иметь различную толщину. Особенности: одежда изо льна кажется прохладной на ощупь, сильно мнется, но хорошо пропускает воздух.

Лоден – это очень плотный материал из шерсти, похожий на сукно, но более тонкий и мягкий. Мода на тонкий лоден пришлась на 70-е годы.

Люрекс – это эластичный блестящий материал из металлизированных нитей. Эффект блеска получается путем наложения синтетической пленки или фольги.

Люстрин – это плотный материал из шерсти разных цветов. Особенность – блестящая поверхность, получаемая благодаря специальной обработке готовой ткани. Поэтому ткань и получила свое название – от французского слова «блеск, глянец». Плотный люстрин использовался для изготовления мужской одежды, а тонкий – для женской. Довольно популярный материал в 1920-30-е годы, люстрин уже давно не производится, и современной промышленостью аналогичные ткани не выпускаются.

Мадаполам – это плотный, но тонкий хлопчатобумажный материал, является отбеленным миткалем высшего качества. Название связано с городом Мадаполлам в Индии. Традиционное применение ткани – для пошива постельного белья, в частности, наволочек, украшаемых кружевом, лентами и пр. Сейчас мадаполам производится в виде полотна для постельного белья.

Маркизет – это прозрачный материал из высококачественных шелковых или бумажных крученых нитей. Происхождение слова – от французского «маркиза», т.е. внешний навес над окном для защиты от солнца, который изготавливался из бумажной ткани.

Марля – это хлопчатобумажный материал с очень редким полотняным переплетением. Название происходит от французского города Марли. Раньше марля окрашивалась в разные темные цвета и применялась в качестве чехлов, для обтягивания оконных рам, а сейчас ее применение ограничено медицинскими нуждами.

Матлассе – это натуральный или искусственный шелк, на поверхности которого – жаккардовый узор, напоминающий вышивку. По виду ткань похожа на клоке.

Мериносовая шерсть, или меринос – это мягкий, тонкий и тянущийся материал саржевого переплетения, изготавливаемый из шерсти овец-мериносов, разводимых в Южной Америке и Австралии.

Миткаль – это дешевый хлопчатобумажный материал из неотбеленной пряжи полотняного переплетения. Слово произошло от арабского «миткаль», что означает мера цены и веса. Коленкором назывался отбеленный и пропитанный клеем или крахмалом миткаль, кумачом – окрашенный миткаль, а ситцем – миткаль с рисунком. Сейчас для производства этой ткани используется более тонкая пря